БИОГРАФИЯ:Мауро Джулиани
ДЖУЛИАНИ Мауро (GIULIANI, Giuseppe Sergio Pantaleo) (1781-1829) – выдающийся итальянский гитарист-виртуоз, композитор, признанный такими авторитетами, как Й. Гайдн и Л. Бетховен. Родился 27 июля 1781 года близ Неаполя. В детстве обучался игре на скрипке и флейте, одновременно самоучкой овладел гитарой: к двадцати годам он достиг уже столь блистательных результатов, что приобрел в Италии славу лучшего гитариста.
Мауро Джулиани
С 1800 года начал концертную деятельность, первоначаль-но проходившую в Италии и Франции. В 1807 году приехал с концертами в Вену, где музыкальные критики единодушно признали его величайшим гитаристом мира. Поселившись в Вене, Джулиани занялся концертной и педагогической деятельностью. Среди его друзей – Л. Бетховен и И. Гайдн, скрипачи Л. Шпор и И. Майзедер, пианисты И. Гуммель, И. Мошелес и А. Диабелли.
В 1816 году Джулиани с большим успехом гастролировал в Германии. В 1819 году выступал в Риме в концертах с Д. Россини и Н. Паганини.
Блистательные выступления Джулиани и исполнение им собственных концертов для гитары с оркестром доказали равноправие гитары как концертного инструмента со скрипкой, виолончелью и фортепиано. "Маленький оркестр" – так охарактеризовал звучание гитары Мауро Джулиани Л. Бетховен.
В 1821 году Джулиани возвратился в Италию и поселился в Риме. В последние годы жизни он гастролировал в Германии, Польше, России и Англии, всюду вызывая восторг и изумление своим искусством.
Умер Мауро Джулиани 8 мая 1829 года в Неаполе.
Композиторское наследие Джулиани огромно, это около трехсот сочинений, среди которых три концерта для гитары с оркестром (соч. 30, 36, 70), камерные ансамбли с гитарой, сонаты, фантазии, скерцо, дивертисменты, многочисленные этюды. Им написана "Школы игры на гитаре" в 4-х частях, не получившая, однако, широкого распространения. Гитарные сочинения Джулиани позволяют рассматривать его как наиболее видного представителя итальянской школы, во главу которой ставилась виртуозность. К наиболее важным сочинениям Мауро Джулиани принадлежат: «Метод гитары» ("Metodo per chitarra”) op. 1; «Соната до-мажор» op. 15; «Бабочка» op. 50; «24 этюда» op. 48; «Этюды» op. 111; «Джульяната» op. 148; «Героическая соната» op. 150; «Три сонатины» op. 71.
Сын Мауро Джулиани – Михаил ДЖУЛИАНИ (16 мая 1801, Барлетта – 8 октября 1867, Париж) – гитарист, певец, композитор и педагог. С начала 1820-х гг. жил в России. Концертировал как гитарист, преподавал гитару и пение в Санкт-Петербурге. С 1850 года был профессором Париж-ской консерватории по классу вокала.
***
Будучи виолончелистом, Джулиани увлекся гитарой и быстро приобрел репутацию первоклассного гитариста-исполнителя. Эмигрировав в Австрию, он обосновался в Вене (ок.
1806 г.). Крупный музыкант своего времени, друг Гуммеля и Мошелеса, высокоценимый Гайдном и Бетховеном, он стал ведущим виртуозом при дворе бывшей императрицы Марии-Луизы, а также совершил концертные поездки по Италии, Голландии и России. В 1819 г. Мауро Джулиани окончательно вернулся в родную Италию и продолжил свою деятельность в Риме и Неаполе.
Творческое наследие Джулиани насчитывает более 200 пьес. Это произведения для гитары соло (этюды, вариации, сонаты, сонатины, 'Большая увертюра'), а также камерные ансамбли с участием гитары (в частности, дуэты), концерт для гитары с оркестром (1809 г.).
Джулиани принадлежит также изобретение маленькой терц-гитары.