всяка всячина
Меню сайта
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Каталог статей
  • Дневник
  • Каталог сайтов
  • Фотоальбом
  • Гостевая книга
  • Обратная связь
  • Страниц первая
  • Доска объявлений
  • Лента туризм
  • Лента юмор
  • Форум
  • ВЕСЁЛЫЕ ЧАСТУШКИ.
  • English version


  • Категории каталога
    романсы [4]
    арии [1]
    оперетты [9]
    оперы в обработке [1]
    Мини-чат
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 268
    Главная » Статьи » КЛАСCИКА » романсы

    Церетели, Тамара Семёновна
    Церетели Тамара родилась в одном из грузинских сел 1(14) августа 1900 года. Пела с детства - в семейных концертах, в церковном хоре и в хоре Кутаисской гимназии святой Нины. В 1917 году поступила на медицинский факультет Тифлисского университета, но посещать лекции ей пришлось недолго.
    Великолепное низкое грудное контральто студентки-первокурсницы скоро было замечено специалистами. По их совету Тамара перешла в Тифлисскую консерваторию, где директор Николай Черепнин и известный грузинский композитор Захарий Палиашвили добились для нее стипендии: случай отнюдь не рядовой. Одно из первых появлений Тамары на сцене ознаменовано довольно забавным эпизодом. В 1922 году в
    Тифлисе с помпой проходили гастроли столичных знаменитостей - ведущих актеров петроградского Александринского театра Е.Т.Жихаревой и Н.Н.Ходотова. Специально для них поставили модную в то время драму ''Нищие духом''. По ходу спектакля на сцене должна была появиться цыганка и спеть романс. Режиссер, пригласивший на эту маленькую роль уже известную в городе молодую певицу Тамару Церетели, без конца внушал девушке, что если вдруг ее начнут вызывать ''на бис'', ей ни в коем
    случае не следует выходить: все внимание публики должно достаться гастролерам. Еще в 1920 году Тамара Церетели познакомилась с известным композитором, автором популярнейших романсов Борисом Алексеевичем Прозоровским, который как раз искал исполнительницу для своих сочинений. Он без памяти влюбился в девятнадцатилетнюю красавицу грузинку. С тех пор их постоянно видели вместе - на улицах, на концертах, где Тамара пела романсы Прозоровского, а он ей аккомпанировал. На нотных сборниках 20 - 30-х годов после слов ''Музыка
    Б.Прозоровского'' почти всегда стоит: ''Посвящается Т.Церетели''. Со своей стороны, в одном из интервью Тамара Семеновна обронила знаменательную фразу: ''Всю мою деятельность обусловил Борис Прозоровский, этот замечательный человек и музыкант''. Именно по совету Прозоровского Тамара Церетели в 1923 году уезжает в Москву. То был год 25-летнего юбилея Московского Художественного театра. На торжествах присутствовал весь театрально-музыкальный бомонд столицы. Более удачного момента для того, чтобы обратить на себя внимание, трудно было представить. К тому же директорствовал тогда в театре актер и драматург
    А.И.Сумбаташвили-Южин, принявший в судьбе Тамары горячее участие. На праздничном банкете после выступления А.В.Неждановой председательствующий за столом Л.В.Собинов представил собравшимся юную гостью из солнечной Грузии, пение которой было выслушано с доброжелательным вниманием. И совсем скоро, в конце того же 1923 года, состоялся дебют Тамары Церетели на сцене Малого зала Московской консерватории. Своим исполнением старинных русских и цыганских романсов она покорила москвичей, назвавших ее второй Варей Паниной. Действительно, манера пения Тамары Семеновны, трактовка многих
    произведений и даже репертуар заставляли вспомнить царицу цыганского романса, любимицу старой Москвы ''божественную'' Варвару Панину. Популярность молодой певицы стремительно растет. На ее концерты в Колонном зале иной раз просто
    невозможно попасть. Начинаются гастрольные поездки. И вплоть до конца 20-х годов рядом с ней неизменно - Борис Алексеевич Прозоровский. Непростыми были эти взаимоотношения, хотя и вдохновили композитора на создание шедевров русской романсовой лирики: ''Вернись'', ''Мы только знакомы'', ''Газовая косынка'', ''Прощай, мой табор'', ''Кольца'', ''Плачет рояль''... К тому же Прозоровский фактически оказался в опале. То было время гонений на ''упаднический'' жанр городского романса:репертуар артистов жестко контролировался, от них требовалось исполнение ''жизнеутверждающих'' произведений; в печати постоянно высмеивались ''пошлые, мелкие страстишки отжившей свое цыганщины''.
    В конце концов Прозоровский был сослан на строительство Беломорканала и впоследствии расстрелян... Кроме Б.А.Прозоровского, Тамара Церетели плодотворно сотрудничала и с Борисом Фоминым, автором всемирно известного романса ''Дорогой длинною''. Она - первая исполнительница романса Фомина ''Минуты
    жизни'', в 1940-е годы бывшего у всех на устах. Специально для Т.С.Церетели Фоминым написаны ''Полно, сокол'' и ''Счастье''. Про Тамару Церетели говорят, что она спасла тогда практически запрещенный жанр классического русского и цыганского романса. Это удалось ей благодаря умной и осторожной репертуарной политике:Тамара Церетели наряду с романсами исполняла и сочинения советских композиторов, и грузинские народные песни, - исполняла блистательно, снискав благосклонность кремлевских руководителей. В годы Великой Отечественной войны Т.С.Церетели выезжала с концертами на передовую, пела по радио для фронтовиков, от которых получала множество благодарных писем и телеграмм. В 1960 году она
    оставила сцену, но продолжала обширную и плодотворную музыкально-общественную деятельность. В марте 1968 года Тамара Семеновна после концерта артистов грузинской эстрады, среди которых была и молодая Нани Брегвадзе (боготворившая свою старшую землячку и одной из первых подхватившая ее ''романсовую'' линию), написала восторженную статью в поддержку новых талантов, но увидеть ее
    напечатанной не успела: статья появилась в газете ''Тбилиси'' в день смерти Тамары Семеновны - 4 апреля. Через год прах певицы был перевезен из Москвы в Тбилиси и торжественно перезахоронен в Дидубийском пантеоне.
        АЛЬБОМЫ    

    Романсы и таборные песни - Тамара Церетели (2000)       

         СБОРНИКИ    

    Великие Исполнители России ХХ Века CD4 - Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Тамара Церетели (2002)   
           
    Золотой фонд - Тебе, любимая! (2000)   
           
    Кумиры прошлых лет (Жизнь цыганская) (2000)   
            
    Лучшие эстрадные песни, танго, фокстроты XX века, - MP3 Colle (2009)   
           
    Романсы - Золотые хиты (2009)   
           
    Русские романсы (1999)   
           
    Средь шумного бала - Шедевры русской эстрады (2001)   
            
    Шедевры русской эстрады - Калитка (2001)
    Категория: романсы | Добавил: muzon70-80 (02.05.2010) | Автор: prapoyshik
    Просмотров: 991 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа
    Поиск
    Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz