всяка всячина
Меню сайта
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Каталог статей
  • Дневник
  • Каталог сайтов
  • Фотоальбом
  • Гостевая книга
  • Обратная связь
  • Страниц первая
  • Доска объявлений
  • Лента туризм
  • Лента юмор
  • Форум
  • ВЕСЁЛЫЕ ЧАСТУШКИ.
  • English version


  • Категории каталога
    композиторы , писатели , певцы [29]
    барды [2]
    актёр, режиссёр, певец [52]
    Певцы разных жанров [8]
    группы разных жанров [2]
    Интирессные статьи [6]
    Мини-чат
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 268
    Главная » Статьи » прочее » актёр, режиссёр, певец

    БАТАЛОВ Алексей Владимирович
    Родился 20 ноября 1928 года во Владимире, в семье актеров Московского Художественного академического театра. Отец – Баталов Владимир Петрович (1906 г. рожд.). Мать – Ольшевская Нина Антоновна (1908 г. рожд.). Ближайшие родственники родителей также выходцы из актерской среды. Среди них великие актеры: О. Андровская, Н. Баталов, В. Станицын. Супруга – Баталова Гитана Аркадьевна (урожденная Леонтенко), в прошлом цирковая актриса. Дочери: Баталова Надежда Алексеевна (1955 г. рожд.), Баталова Мария Алексеевна (1968 г. рожд.).

    Семья Баталовых проживала в производственном дворе МХАТа, в маленькой комнате. Вокруг все было пропитано театром: сцена, кулисы, костюмы, зрители, аплодисменты... Весь мир маленького Алеши был театр – Московский Художественный академический.

    Впоследствии мама вышла замуж за писателя В.Е. Ардова, а с этим расширилась среда обитания будущего актера Алексея Баталова. В ней появились знаменитые писатели, композиторы – цвет русской интеллигенции. В дом Ардова–Ольшевской приходили М. Булгаков, О. Мандельштам, М.  Зощенко, И. Ильф, Е. Петров, М. Залка, Ю. Олеша, М. Светлов, Ф.  Раневская, Л. Чуковская, Л. Русланова, Б. Пастернак, Д. Шостакович и многие другие. Начальное образование Алексея складывалось в общении с этими людьми.

    Фамилия Баталовых прочно вошла в историю театрального и киноискусства России XX века. Его отец, мать, дядя, их друзья-актеры в немалой степени определили нравственную атмосферу первой половины столетия русской жизни. Они передали актерскую эстафетную палочку Алексею Баталову, профессиональному актеру, режиссеру, имя которого на долгие десятилетия стало символом духовности русского интеллигента.

    Когда Алексею было 7 лет, в дом к ним впервые приехала А. Ахматова. Общение с Анной Андреевной стало одним из самых ярких человеческих и художественных впечатлений детства и юности и, может быть, всей жизни. Вошедшая в жизнь семьи как подруга мамы, Анна Ахматова своими стихами, драматичной судьбой, самой личностью навсегда стала духовным критерием, примером жизнестойкости и мужества. Кисти А.В. Баталова принадлежит портрет А.А. Ахматовой, написанный им в последний период жизни великой поэтессы, когда, отвергая просьбы многих художников, она смогла довериться только близкому человеку. Таким человеком стал Алексей Баталов.

    Первое детство, по словам Алексея Владимировича, закончилось в 1941 году. Второе – началось в эвакуации в Бугульме (Татария). С этим временем связаны особые впечатления: нескончаемая череда военных дней, работа в качестве рабочего сцены, первая зарплата, первый выход на сцену... Впечатления театрального детства в мхатовском дворике нашли неожиданное преломление в театральных впечатлениях военного времени, выступлениях труппы, созданной матерью, – перед ранеными в госпиталях, в промерзших залах, которые фантастическим образом каждый день заполнялись зрителями.

    Семья вернулась в Москву в 1945 году. Учась в школе, Алексей сыграл свою первую кинороль в фильме Л. Арнштама «Зоя». До сих пор в памяти остались первый опыт пребывания перед кинокамерой, неожиданно возникшее ощущение скованности, чужеродности рук, ног, голоса.

    Начало профессии, а в ее выборе в семье Баталовых сомнений не было, положила Школа-студия имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе. Учеба в мхатовской студии не стала для Алексея легкой прогулкой – напряженный ритм послевоенного времени, высокая требовательность педагогов без ссылки на авторитет фамилии. По сей день Алексей Владимирович с благодарностью вспоминает своих учителей – С.К. Блинникова, В.Я.  Станицына, всех тех, кто учил его сценическому искусству, помог овладеть системой К.С. Станиславского. Он и ныне остается верен духу творческих исканий великих мастеров Художественного театра.

    После окончания училища А. Баталов поступил на работу во МХАТ. Однако подошло время службы в армии, и в 1950 году среди других талантливых молодых актеров Москвы он был командирован в труппу Театра Советской армии и прослужил там несколько лет. В 1953 году Алексей Баталов вернулся в родной МХАТ.

    Жизнь распорядилась таким образом, что снявшись в 1954 году в своем первом «взрослом» фильме, он навсегда связал свою жизнь с кинематографом. Роль Алексея Журбина в кинокартине «Большая семья» И. Хейфица положила начало одной из самых ярких и значительных биографий в российском киноискусстве.

    Встреча с И. Хейфицем стала поистине судьбоносной для молодого актера. В его манере работы с актерами не было ничего общего с потребительской эксплуатацией актерской индивидуальности. Напротив, он стремился терпеливо и тонко раскрывать максимальные возможности актера. Это роднило его со мхатовской школой. Опытный мастер, тонкий психолог, И. Хейфиц увидел в молодом актере тип героя, настоятельно заявивший о себе в реальной жизни. Появилась потребность в актерах не «играющих», а «живущих». Это было самое начало перемен, произошедших в нашем кинематографе в середине 1960-х годов. В лице А. Баталова в середине 1950-х годов кинематограф приобрел героя узнаваемого, умного и тонкого собеседника, обсуждающего на равных со зрителями волнующие всех проблемы: любви, долга, чести, самоутверждения в жизни.

    У И. Хейфица А. Баталов снялся в 5 картинах: «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964). Особое место среди этих работ принадлежит, безусловно, фильму «Дама с собачкой» по одноименному рассказу А.П.  Чехова. Во-первых, потому, что это встреча с классическим материалом и именно с Чеховым, во-вторых, потому, что роль Гурова была возрастной и, что самое главное, требовала преодоления привычного восприятия актера как близкого всем современника, того, что называлось в ту пору образом положительного героя. Риск И. Хейфица оказался оправдан. Фильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику. Образ, созданный А. Баталовым, отличался глубиной, психо-логической насыщенностью, эмоциональностью, был близок чеховскому замыслу.

    Судьба дарила актеру встречи с лучшими режиссерами отечественного кинематографа в период его расцвета. В его лице – профессионального, умного единомышленника – они получали благодатную возможность выражения своих замыслов. В 1956 году М. Донской приглашает Алексея Баталова на роль Павла Власова в картину «Мать» по одноименной повести А.М.  Горького. Эта роль была тем более ответственна, что в классическом фильме В. Пудовкина роль Павла Власова исполнял дядя Алексея – Николай Баталов – талантливейший, обаятельный актер. И эта роль принесла успех актеру, режиссеру, фильму.

    «Летят журавли» режиссера М. Калатозова (1957) – фильм-легенда, который вошел в золотой фонд отечественного и, без преувеличения, мирового кинематографа. Свидетельство тому – Золотая пальмовая ветвь на Международном кинофестивале в Каннах (1958), множество призов на других престижных фестивалях, любовь и признание миллионов зрителей.

    В 1962 году режиссер М. Ромм снимает фильм «Девять дней одного года». А. Баталов играет в нем главную роль физика Гусева, который воплотил на экране образ героя своего времени, отнюдь не плакатного, умного, преданного своей идее, своей Родине ученого. Эта картина была справедливо признана критиками и общественностью самой новаторской картиной того времени.

    Среди ролей А. Баталова не было проходных: «Живой труп» В. Венгерова по одноименной пьесе Л. Толстого (1969); «Бег» А. Алова и В. Наумова по мотивам произведений М. Булгакова (1971); «Чисто английское убийство» С. Самсонова (1974); «Звезда пленительного счастья» В. Мотыля (1975); «Сгореть, чтобы светить» Н. Чернева (Болгария, 1975); «Москва слезам не верит» В. Меньшова (1979); «Скорость» В. Светозарова (1983), «Зонтик для новобрачных» (1986), – простой перечень этих картин воскрешает личные ассоциации, воспоминания у зрителей разных поколений, убеждает в значительности, неординарности творческой биографии актера.

    Однако две киноленты, две роли все-таки стоят особняком. Классика – пьеса «Бег» М. Булгакова, которую блистательно экрани-зировали А. Алов и В. Наумов, где воссоздана подлинная драма гражданской войны и русской эмиграции; роль приват-доцента Голубкова, которую исполнил А. Баталов – точное и тонкое воплощение замысла авторов пьесы и кинокартины. Современная мелодрама «Москва слезам не верит» – фильм, которому уготована счастливая судьба. Он получил высшее признание в мировом киноискусстве – премию «Оскар». А. Баталову, как одному из главных героев кинокартины, пришлось вкусить безмерную любовь зрителей. Эти роли несопоставимы по эпохам, по характерам персонажей, краскам, которые использует актер. Роднят их глубина души, человеческая чистота, внутреннее мужество – качества, которыми наделил Алексей Баталов своих персонажей.

    Одной из форм творческого самовыражения А. Баталова стала, безусловно, режиссерская работа. В качестве режиссера-постановщика он снял три картины. Это экранизации классических произведений: «Шинель» по Н.В. Гоголю (1960), «Три толстяка» по Ю. Олеше (1966, совместно с И. Шапиро), «Игрок» по Ф.М. Достоевскому (1973), – все они являются примером своеобразного, интересного, в то же время бережного, перенесения образного литературного решения в экранное; все отмечены вниманием критики, неформальным интересом зрителей.

    Особое место в творчестве А.В. Баталова занимает работа на радио. Профессиональный интерес и желание постичь, какими средствами создается радиообраз, появилось в период вынужденного бездействия, когда радио стало для него единственным средством общения с миром. Его радиотеатр – это театр живого актера, живого многогранного образа, бережного внимания к слову. Среди радиопостановок А. Баталова: «Казаки» Л.Н.  Толстого, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, «Поединок» А.И. Куприна, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира.

    С 1975 года творческая биография А.В. Баталова обрела новую грань – он стал преподавателем ВГИКа. В 1999 году он, как художественный руководитель, профессор и заведующий кафедрой актерского мастерства Всероссийского Государственного института кинематографии имени С.А.  Герасимова, осуществляет уже 6-й выпуск своей актерской мастерской. Помимо России ученики А.В. Баталова работают в Киргизии, Белоруссии, Украине, Азербайджане, Узбекистане, многих странах мира. Он часто выезжает за рубеж с мастер-классами по методике Русской актерской школы. В основе его педагогического метода, конечно, лежит школа Художественного театра, многообразный личный творческий опыт. Для него лично педагогика – возможность практического использования всех знаний, навыков, приобретенных за годы работы в кинематографе, театре, на радио, в общении с самыми яркими людьми своего времени.

    Огромный вклад А.В. Баталова в развитие отечественной культуры оценен высшими государственными и общественными наградами. Он удостоен почетного звания народного артиста СССР (1976), ему присвоены звание Героя Социалистического труда (1989), Государственная премия СССР за фильм «Москва слезам не верит» (1981), Государственная премия РСФСР за художественный фильм «Девять дней одного года» (1963), премия Ленинского комсомола за создание образов молодого человека в фильмах «Дорогой мой человек, «Девять дней одного года», «Летят журавли» и др., премия братьев Васильевых. Алексей Баталов награжден двумя орденами Ленина, болгарским орденом Кирилла и Мефодия.

    А.В. Баталов известен и как активный общественный деятель. Многие годы он являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина».

    Выдающийся русский актер избран Почетным президентом Парижского киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актерские работы года, почетным членом Международного фонда «Мир искусства», почетным членом Правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», членом Попечительского совета Марфо-Мариинского благотворительного общества (при его участии была восстановлена Марфо-Мариинская обитель).

    Алексей Владимирович пишет стихи, сценарии, детские сказки, увлекается живописью. В 1984 году в издательстве «Искусство» вышла книга Алексея Баталова «Судьба и ремесло». Он является также автором книги «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «Легендарная Ордынка», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми.

    Он владеет многими необходимые житейскими навыками: еще со времен службы в армии он – профессиональный шофер, автомеханик.

    Живет и работает в Москве.

    Признание и награды


    Награды России и СССР:

        * Герой Социалистического Труда (1988)
        * Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (20 ноября 2008) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность[2]
        * Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (10 ноября 1998) — за выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства[3]
        * Два ордена Ленина (1967, 1988)
        * Народный артист СССР (1976)
        * Народный артист РСФСР (1969)

    Иностранные награды:

        * Орден «Кирилл и Мефодий» (Болгария)

    Премии:

        * Государственная премия СССР (1981) — за участие в фильме «Москва слезам не верит»
        * Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1968) — за участие в фильме «Девять дней одного года»
        * Государственная премия России (2006)
        * Премия Президента России в области литературы и искусства 1999 года (17 февраля 2000)[4]

    Общественные награды:

        * Орден Петра Великого (АБОП, 2003)
        * Премия Ленинского комсомола (1967)
        * Премия «Юнона» (1997)
        * Премия «Кумир» (2002) в номинации «За высокое служение искусству»

      Фильмография
                             Актёрские работы

       1. 1944 — Зоя — Алексей, школьник
       2. 1954 — Служу Советскому Союзу — Павел Соснов
       3. 1954 — Большая семья — Алексей Журбин
       4. 1955 — Дело Румянцева
       5. 1955 — Михайло Ломоносов — рыжий мужик
       6. 1955 — Мать — Павел Власов
       7. 1957 — Летят журавли — Борис Бороздин
       8. 1958 — Дорогой мой человек — Владимир Устименко
       9. 1960 — Дама с собачкой — Дмитрий Дмитриевич Гуров
      10. 1962 — Девять дней одного года — Дмитрий Гусев, физик-атомщик
      11. 1963 — День счастья — Александр Николаевич Берёзкин, врач скорой помощи
      12. 1964 — Свет далёкой звезды — Лукашёв Петр Степанович, секретарь горкома
      13. 1966 — Три толстяка — Тибул
      14. 1966 — В городе С. — Шергов
      15. 1967 — Седьмой спутник — комиссар
      16. 1968 — Живой труп — Федор Протасов
      17. 1970 — Бег — Голубков Сергей Павлович
      18. 1970 — Внимание, черепаха! — дедушка Тани Самохиной
      19. 1973 — Возврата нет — Егоров Алексей Владимирович, секретарь райкома
      20. 1974 — Чисто английское убийство — доктор Ботвинк
      21. 1974 — Гореть, чтобы светить — Саин
      22. 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни
      23. 1975 — Звезда пленительного счастья — князь Трубецкой, Сергей Петрович
      24. 1975 — Рикки-Тикки-Тави — Роберт Лоусон
      25. 1978 — Поздняя встреча — Сергей Иванович Гущин
      26. 1979 — Профессия — киноактёр — камео
      27. 1979 — Москва слезам не верит — Георгий Иванович (он же Гоша, он же Гога, он же Го́ра, он же Жо́ра)
      28. 1983 — Скорость — Игорь Владимирович Лагутин
      29. 1984 — Время отдыха с субботы до понедельника — Павел
      30. 1986 — Зонтик для новобрачных — Красков Дмитрий Павлович, врач-нарколог
      31. 1986 — Досье человека в «Мерседесе» — Григорьев Сергей Владимирович, сотрудник КГБ
      32. 1990 — Похороны Сталина - отец
      33. 1991 — Полтергейст-90 — Профессор Вильницкий
      34. 1994 — Железный занавес
      35. 1995 — Первая любовь
      36. 1998 — Чехов и Ко — Пётр Сергеевич
      37. 2005 — Далеко от Сансет-бульвара — Константин Далматов
      38. 2006 — Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя — камео

                          Озвучивание

       1. 1974 — Загадочная планета (мультфильм)
       2. 1975 — Ёжик в тумане — текст от автора
       3. 1985 — Крококот (мультфильм)
       4. 1986 — Приключение пингвинёнка Лоло (мультфильм) — текст от автора
       5. 1987 — Вреднюга (мультфильм) — текст от автора
       6. 1991 — Верный Руслан — история караульной собаки — текст от автора
       7. 1995 — Роковые яйца — текст от автора
       8. 1997 — Маленькая принцесса — голос за кадром
       9. 2004 — Как обманули змея (мультфильм) — вступление
      10. 2004 — Жадная мельничиха (мультфильм) — вступление
      11. 2004 — Лиса-сирота (мультфильм) — вступление
      12. 2004 — Как пан конём был (мультфильм) — вступление
      13. 2004 — Толкование сновидений (мультфильм) — вступление
      14. 2004 — Гора самоцветов (мультфильм) — заставки к анимационному проекту

    Ещё озвучивал красивый мультфильм «Ключи от времени»
            Режиссёрские работы

       1. 1959 — Шинель
       2. 1966 — Три толстяка
       3. 1972 — Игрок

             Написал сценарии


       1. 1966 — Три толстяка
       2. 1977 — Зайчонок и муха
       3. 1988 — Чужая шуба
       4. 1989 — Поездка в Висбаден


    Источник: http://www.biograph.ru/bank/batalov.htm
    Категория: актёр, режиссёр, певец | Добавил: muzon70-80 (21.05.2010) | Автор: prapoyshik
    Просмотров: 891 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа
    Поиск
    Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz