всяка всячина
Меню сайта
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Каталог статей
  • Дневник
  • Каталог сайтов
  • Фотоальбом
  • Гостевая книга
  • Обратная связь
  • Страниц первая
  • Доска объявлений
  • Лента туризм
  • Лента юмор
  • Форум
  • ВЕСЁЛЫЕ ЧАСТУШКИ.
  • English version


  • Категории каталога
    советские и российские актеры [47]
    Зарубежные актёры [24]
    Мини-чат
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 268
    Главная » Статьи » актёры » советские и российские актеры

    Раневская, Фаина Георгиевна
    Биография

    В «Книге для записи сочетания браков между евреями на 1889 год» таганрогский раввин Зельцер зарегистрировал брак мещанина местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии Гирша Хаимовича Фельдмана и девицы — лепельской мещанки Витебской губернии Мильки Рафаиловны Заговайловой. Это случилось 26 декабря 1889 года. Гиршу было 26 лет, Мильке — 17.

    Через шесть с половиной лет, 27 августа 1896 года, в семье Фельдманов родилась девочка Фанни (Фаина). Помимо неё в семье уже было два старших сына и дочь Белла. В юности Фаина очень завидовала красоте своей сестры, и в будущем всех красивых девушек она называла «фифами».

    Окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Увлекалась театром с 14 лет. Окончив гимназию, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).

    В 1915 году уехала в Москву. Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она знакомится с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, происходит её первая встреча с В. И. Качаловым. Именно Качалов стал первой любовью Раневской.

    Однажды осенью молоденькая Фая Фельдман подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась — почему-то публика не проявила должного внимания к новой труппе, но там она однажды совершала прогулку с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской на гору Митридат. По пути на гору решили заглянуть в банк (мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы). Вспоминает Фаина Георгиевна:

        «Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

        — Как грустно, когда они улетают!
        — Да ведь Вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!
        Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…».

    Окончив частную театральную школу, затем играла во многих театрах, начиная с провинциальных (Подмосковье, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Архангельск, Смоленск и др.), а затем в московских, включая Камерный театр, центральный театр Красной Армии, театр драмы (ныне им. Маяковского), театр им. А. С. Пушкина, театр им. Моссовета. Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф. Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссером Ю.А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа. Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая ее порой в своеобразный трагикомический "спектакль"; в этой особенности кроется секрет ее сугубо личной популярности, независимо от сценической известности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объему фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали емкость и образность, равно как и отстутсвие "внутренней цензуры", свобода суждения (напр., в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутье позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причем не только сценической; известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.

    Актриса была дружна с Анной Андреевной Ахматовой, у них была общая страсть — Пушкин.

    Дебютировала в кино в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка».

    Принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»).

    Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 году. Похоронена на Новом Донском кладбище в Москве вместе с сестрой Изабеллой. На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта.

    Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.

    Образ актрисы выведен в игровом сериале «Звезда эпохи», где её сыграла Татьяна Васильева.

    Несмотря на большой круг знакомых, Фаина Георгиевна всегда чувствовала одиночество, от которого не спасал даже преданный пес Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила. Пользуясь доверчивостью и наивностью актрисы, домработницы самым бессовестным образом ее обманывали, подло обирая старую женщину. Едкость ее высказываний некоторые принимали за желчность характера, но на самом деле это была лишь защита от жестокого и несправедливого мира.
      Интересные факты

        * Крылатую фразу из фильма Подкидыш «Муля, не нервируй меня!» придумала Рина Зелёная. Всю оставшуюся жизнь «Муля» преследовал Раневскую: так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».
        * Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».[1].
        * Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ — в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричала во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» — воскликнула бедная Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты — Бог знает.[2].
        * Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, в котором с присущим только ей юмором она сказала Михоэлсу: «Есть люди, в которых живет Бог, есть люди, в которых живет дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан». (14 января, 1948 год).
        * Во Львове Раневская была несколько раз.

    Львов был очень дорог Раневской. В тот приезд во Львов у Раневской, впрочем, как обычно, была бессоница. Она рассказывала об одном из эпизодов её ночных бдений: выйдя однажды на балкон гостиницы, Фаина Георгиевна с ужасом обнаружила светящееся неоновыми буквами огромных размеров неприличное существительное на букву "е". Потрясённая ночными порядками любимого города, добропорядочно соблюдавшего моральный советский кодекс днём, Раневская уже не смогла заснуть и лишь на рассвете разглядела потухшую первую букву "м" на вывеске мебельного магазина, написанной по- украински: "Мебля". (Щеглов А. Фаина Раневская. Вся жизнь.- М.: Захаров, 2003.)
     Афоризмы, крылатые выражения

        * Воспоминания — это богатства старости.
        * Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.
        * Склероз нельзя вылечить. Его можно забыть.
        * Жизнь — это небольшая прогулка перед вечным сном.
        * Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».
        * Одиночество как состояние не поддаётся лечению.
        * Спутник славы — одиночество.
        * Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
        * Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
        * Я — выкидыш Станиславского.
        * Красота — это страшная сила (цитата из стихотворения С. Надсона «Дурнушка», 1883 г.)
        * Ростиславу Плятту. Опять эти ваши пляттские шутки?!
        * Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той стороне, что и глаза.
        * Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.
        * Я переспала со всеми театрами Москвы, но ни с одним не получила удовольствия.
        * Почему все дуры такие женщины!
        * -Жизнь-проходит и не кланяется, как сердитая соседка.
        * У меня хватило ума прожить жизнь глупо.
        * -Успех-единственый непростительный грех по отношению к своему близкому.
        * -Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя.
        * -Сняться в плохом фильме-все равно что плюнуть в вечность.
        * - Есть люди, в которых живёт Бог; есть люди, в которых живёт дьявол; и есть люди, в которых живут только... глисты.
        * - Бог мой, как я стара- я ещё помню порядочных людей!
        * - Чтобы получить признание- надо, даже необходимо умереть.
        * - Моё богатство, очевидно, в том, что оно мне не нужно.
        * - Есть можно что угодно и когда угодно, но только голой и стоя перед зеркалом.

      Фильмография

       1. 1934 — Пышка — Госпожа Луазо кес
       2. 1937 — Дума про казака Голоту — Попадья
       3. 1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного
       4. 1939 — Подкидыш — Ляля
       5. 1939 — Человек в футляре — жена инспектора гимназии
       6. 1940 — Любимая девушка — Маня, тётка Добрякова
       7. 1941 — Мечта — Роза Скороход
       8. 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина
       9. 1942 — Александр Пархоменко — тапёрша
      10. 1943 — Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») — тетушка Адель
      11. 1943 — Три гвардейца («Родные берега») — Софья Ивановна, директор музея
      12. 1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна, мать невесты
      13. 1945 — Небесный тихоход — профессор медицины
      14. 1945 — Слон и верёвочка — бабушка
      15. 1947 — Весна — Маргарита Львовна
      16. 1947 — Золушка — Мачеха
      17. 1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач
      18. 1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот
      19. 1949 — У них есть Родина — фрау Вурст
      20. 1958 — Девушка с гитарой — Зоя Павловна Свиристинская
      21. 1960 — Осторожно, бабушка! — бабушка
      22. 1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина
      23. 1963 — Так и будет (телеспектакль)
      24. 1964 — Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, «Королева Марго»
      25. 1964 — Фитиль № 25 — Гадалка в сюжете «Карты не врут»
      26. 1964 — Фитиль № 33 — гражданка Пискунова в сюжете «Не поеду»
      27. 1965 — Первый посетитель — старая дама
      28. 1966 — Сегодня — новый аттракцион — директор цирка
      29. 1978 — Дальше — тишина (фильм-спектакль) — Люси Купер
      30. 1980 — Комедия давно минувших дней

      Озвучивание мультфильмов

       1. 1943 — «Сказка о царе Салтане»
       2. 1970 — «Карлсон вернулся» — фрекен Бок

      Роли в театре

        * Васса («Васса Железнова» Горького, 1936)
        * Берди («Лисички» Л. Хеллман, 1945)
        * Манька-спекулянтка («Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, 1951)
        * Бабушка («Деревья умирают стоя» А. Касона, 1958)
        * Этель Сэвидж («Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика, 1966)
        * 1969 — «Дальше — тишина» Вина Дельмар. Режиссёр: Анатолий Эфрос — Люси Купер[3]
        * Филицата («Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского, 1980)

      Награды
    Марка 2001 года
    Открытие памятника Ф. Раневской в Таганроге

        * Сталинская премия второй степени (1949); за исполнение роли жены Лосева в спектакле «Закон чести» А. П. Штейна
        * Сталинская премия второй степени (1951); за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова
        * Сталинская премия третьей степени (1951); за исполнение роли фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»
        * Народная артистка СССР (1961)
        * Орден «Знак Почёта» (1947)
        * Орден Трудового Красного Знамени (1950, 1967)
        * Орден Ленина (1976)

      Память

        * В 1990 году на киностудии «Экран» вышел двухсерийный документальный фильм «Вспоминая Раневскую» (реж. Олег Дорман и Алексей Габрилович).
        * На доме, где родилась Фаина Георгиевна Раневская (Таганрог, ул. Фрунзе 10), 29 августа 1986 года была установлена мемориальная доска.
        * В Таганроге именем Ф. Г. Раневской названа одна из улиц.
        * В Таганроге, рядом с домом, в котором родилась Фаина Георгиевна, 16 мая 2008 года был открыт первый в России памятник Раневской (автор — Давид Бегалов)[4].
        * В Таганроге, в доме, в котором родилась Фаина Георгиевна, городские власти планируют открыть музей Фаины Раневской[5][6].
        * В мае 2008 года в Таганроге состоялся первый международный театральный фестиваль им. Фаины Раневской «Великая провинция».
        * В 2009 году в Таганроге открылась кофейня «Фрекен Бок» со знаменитыми плюшками в меню. Кофейня оформлена большим количеством фотографий Раневской.
        * В Тюмени открыта «Чайная у Раневской» — с полным антуражем и множеством её цитат повсюду. Названия блюд взяты исключительно из фильмов. Также имеется изумительная по своему облику курильня.

      Литература

        * Владимирова М. Великая провинция // Таганрогская правда. — 2008. — 18 апреля.
        * Скороходов Г. Разговоры с Раневской. — М.: Астрель: АСТ, 1999, 2007. — 411 с. — ISBN 978-5-17-047599-5
        * Владимирова М. Котлостроители поставят Раневской памятник // Таганрогская правда. — 2007. — 14 ноября.
        * Раневская Ф.Г. Дневники на клочках. — М.: Издательство Фонда русской поэзии при участии альманаха «Петрополь», 1999.
        * Щеглов Д. Фаина Раневская. Монолог. — М.: Олимп, Русич, 1998. — (Женщина-Миф).
        * Щеглов А. Раневская: Вся жизнь. — М.: Издательство Захаров, 2005. — ISBN 978-5-8159-0860-4.
        * Вып. 4. Гейзер М. М. Фаина Раневская. — 2010. — 308 с. — 5 000 экз., ил. ISBN 978-5-235-03290-3
        * Вып. 7. Гейзер М.М. Фаина Раневская. — 2-е изд. 2010. — 320 с. — 5 000 экз., ил. ISBN 978-5-235-03372-6
        * Фаина Раневская: «Судьба — шлюха» / Авт.-сост. Д. А. Щеглов. — М.: Астрель: АСТ, 2008. — 223 с.


    Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F
    Категория: советские и российские актеры | Добавил: muzon70-80 (22.01.2011) | Автор: prapoyshik
    Просмотров: 1313 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа
    Поиск
    Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz