всяка всячина
Меню сайта
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Каталог статей
  • Дневник
  • Каталог сайтов
  • Фотоальбом
  • Гостевая книга
  • Обратная связь
  • Страниц первая
  • Доска объявлений
  • Лента туризм
  • Лента юмор
  • Форум
  • ВЕСЁЛЫЕ ЧАСТУШКИ.
  • English version


  • Категории каталога
    советские и российские актеры [47]
    Зарубежные актёры [24]
    Мини-чат
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 268
    Главная » Статьи » актёры » советские и российские актеры

    Аросева, Ольга Александровна
    Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, заслуженный деятель искусств ПНР

    Родилась 21 декабря 1925 года в Москве. Отец — Аросев Александр Яковлевич. Мать — Гоппен Ольга Вячеславовна, родом из польских дворян, выпускница Института благородных девиц.

    Отец Ольги Аросевой был одним из руководителей Московского революционного восстания в 1917 году, потом крупным советским дипломатом, работал в Париже с Красиным, являлся полномочным представителем СССР в Литве, Латвии, Швеции, Чехословакии. По возвращении на Родину возглавлял Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС), был личным другом Молотова.

    Первые три дня новорожденная наслаждалась жизнью под именем Варвары — так зарегистрировал ее счастливый отец. Однако по требованию матери Варвара превратилась в Ольгу. Позднее родители разошлись, и дети (Наташа, Елена и младшая Оля) остались жить с отцом. Детство Ольги Аросевой прошло за границей. Первые месяцы она росла в Париже, потом жила в Стокгольме, в Праге впервые пошла в школу. В 1933 году семья вернулась в Москву. С наслаждением Ольга Александровна вспоминает атмосферу в знаменитом Доме на Набережной, где они жили по возвращении из-за границы. В квартире у них бывали Ромен Роллан, Владимир Иванович Немирович-Данченко, Александр Яковлевич Таиров с Алисой Коонен, молодой Борис Ливанов.

    В 1935 году состоялась "историческая" встреча со Сталиным на авиационном параде в Тушино. Вот как вспоминает Ольга Аросева об обстоятельствах этой встречи: "Отец взял меня и сестру Елену с собой на аэродром. Я без труда узнала стоявших рядом Ворошилова, Андреева, Кагановича, тогдашнего первого секретаря комсомола Косарева. Известно, что малорослый Сталин подбирал себе такое же "по размеру” окружение. Но взрослые дяди казались мне высокими. Я ничего не могла рассмотреть из-за их спин.

    Вдруг рядом раздался голос с сильным восточным акцентом: "Что же вы, большие, встали, а маленьким девочкам ничего не видно? Чьи это девочки? Аросева?” Человек в солдатской шинели и фуражке защитного цвета шел сквозь толпу. Легко двигался в тесноте, потому что люди перед ним немедленно расступались. Он взял меня и Лену за руки и повел в первый ряд зрителей. Поле и небо открылись, и стало все прекрасно видно. Мы смотрели и разговаривали. Сталин был насмешливо церемонен, называл меня, девятилетнюю, на "вы”. Подарил мне букет, который поднесла ему спрыгнувшая с самолетного крыла парашютистка.

    Обо всем этом Елена и я дали свое первое в жизни интервью газете "Комсомольская правда”. Статья называлась "Цветы” и начиналась с описания подаренного Сталиным букета".

    Пока девочки стояли на летном поле и разговаривали с вождем, выяснилось, что Оля родилась с ним в один день — 21 декабря. Сталин тогда пошутил и пригласил ее к себе, чтобы вместе отпраздновать день рождения. Девочка восприняла приглашение всерьез, и 21 декабря, завернув в подарочную бумагу купленую огромную голубую гортензию в горшке, отправилась в Кремль.

    У кремлевских ворот ее остановила охрана: "Куда? К кому? Зачем? Что в бумаге?" — "К Иосифу Виссарионовичу, — отвечала Аросева. — Он меня пригласил. У нас общий день рождения. Мы — ровесники". Старший охранник побежал дозваниваться и вернулся успокоенный, улыбающийся. Сказал, что Иосиф Виссарионович очень благодарит, но извиняется, так как принять не может из-за занятости. А цветок охрана обещала передать.

    Ничего в жизни Ольга Аросева тогда еще не понимала. Она гордилась тем, что ее отец — большой человек, известный дипломат, знаменитый революционер и очень любит своих девочек. Все это кончилось в 1937-м, когда отец, чувствуя, что вокруг него да и в стране происходит что-то непоправимое, сам поехал к Ежову, которого знал со времен Гражданской войны. Видимо, хотел поговорить "как коммунист с коммунистом". Но домой не вернулся.

    Оля Аросева не побоялась написать Сталину, что не верит в виновность отца, а когда не получила ответа, решила не вступать в комсомол: для этого требовалось отречься от него — "врага народа". Она даже поколотила старшую сестру-комсомолку, которую заставили это сделать. Их мама, Ольга Вячеславовна, добилась, чтобы после ареста бывшего мужа ей отдали дочерей. Это и спасло их от детдома, но дорога в любой институт для детей "врага народа" была закрыта. Ольга решила стать актрисой.

    Еще в пражском детстве выяснилось, что Ольга — прирожденная актриса. Она была постоянной "выступальщицей" на посольских вечерах.

    Рядом с посольством находился известный в Праге Театр на Виноградах. Туда в 1930-е годы привез молодой театральный реформатор, пламенный коммунист Бертольд Брехт свою знаменитую "Трехгрошовую оперу". Заядлый театрал, Александр Яковлевич отправился на спектакль и прихватил дочек. Последствия оказались плачевными. Ольга изрезала в лохмотья платье, как у нищих персонажей спектакля, и вместе с подружкой-чешкой из благопристойной, состоятельной семьи отправилась просить милостыню, рассказывая изумленным прохожим трогательную легенду, будто мама их оставила, а папа денег не дает. Потом пели арию Полли Пичем на немецком языке, какие-то песни. В Чехословакии в те годы люди жили вполне хорошо: никто на улицах с протянутой рукой не стоял, и поэтому дело чуть не кончилось дипломатическим скандалом: в газете появилась заметка о дочери советского посла, собирающей подаяние.

    Приехав в Москву, Ольга дебютировала в школьном театре. Сыграла японского шпиона, которого задерживает бдительная пионерка. Вместе с первой ролью появился и первый поклонник. Правда, ухаживал он своеобразно — регулярно срывал с объекта поклонения зимнюю шапку и забрасывал ее на дерево. Но однажды поплатился: решительная Оля вылила на его белобрысую голову пузырек чернил, и незадачливому ухажеру пришлось ходить в школу с сиреневой шевелюрой.

    Упомянув о первой роли и первом поклоннике, стоит рассказать и о первом гонораре. Однажды по пути на стадион, где Оля занималась гимнастикой, к ней подошел невысокий человек не слишком примечательной наружности и предложил написать ее портрет. Он платил ей как настоящей натурщице. Это был Николай Ромадин. Результатом их дружбы оказались два полотна, которые потом, став взрослой, Ольга Александровна выпросила у художника с большим трудом.

    Ранняя юность Аросевой совпала с войной. Ее старшая сестра Наташа ушла на фронт добровольцем, Ольга же вместе с сестрой Еленой и другими школьниками была отправлена в Орловскую область на строительство оборонительных сооружений. Пришлось ей побывать под бомбежками, а потом в толпе беженцев добираться домой, в Москву.

    После возвращения из оставленной мамой записки сёстры узнали, что она уехала в эвакуацию в Чувашию и просит, чтобы дочери последовали за ней. Однако они не послушались. Старшая Елена поступила в театральное училище, а младшая Ольга, тоже мечтавшая стать артисткой, стала студенткой. циркового училища. Новоявленная циркачка с энтузиазмом жонглировала, ходила по проволоке, а параллельно с цирковым училищем осваивала прыжки с парашютом. Неизвестно, чем бы это кончилось, но свойственный Аросевой с детства страх высоты, мирно дремавший на арене, просыпался во время тренировок по прыжкам с парашютом. Девушка буквально теряла сознание от ужаса и была отчислена. Зато со второй попытки прошла в Московское городское театральное училище, где под руководством первого наставника Владимира Васильевича Готовцева с ней занимались будущие известные артисты Вера Васильева и Евгений Лебедев.

    Восхитительный авантюризм, присущий Ольге Аросевой, сыграл поворотную роль в ее судьбе. В 1946 году в Москве проездом из эвакуации гастролировал Ленинградский театр драмы и комедии под руководством замечательного режиссера и художника Николая Павловича Акимова. Аросева, еще не завершившая обучение, пришла показаться, была встречена благосклонно и, предъявив диплом сестры, уже окончившей театральное, "обманным путем" просочилась в труппу. Уехала в Ленинград, где провела почти пять счастливейших лет, освоила азы профессии, партнерствовала с изумительными актерами. Здесь она впервые вышла замуж и здесь. угодила под суд — когда по недоразумению не явилась на спектакль, а тем самым его сорвала. Потом в городе началась "антиакимовская" кампания, труппа изгнала своего режиссера, а Ольга Аросева, не смирившись с таким предательством, в 1950 году вернулась в Москву. Ее приняли в Московский академический театр сатиры, где она работает и по сей день.

    В Театре сатиры Ольга Аросева играла главные роли: Хун-Нян — "Пролитая чаша" Ван Шифу (1952), Клотильда, Рашель — "Господин Дюруа" И. Прута и Е. Штейнберга по Ги де Мопассану (1953), Настенька — "Свадебное путешествие" В. Дыховичного и М. Слободского (1954), Павликова — "Дело было в Конске" ("Домик") В. Катаева (1956), Мадлен — "Только правда" Ж. П. Сартра (1956), Ольга Чиголелла — "Ложь на длинных ногах" Э. де Филиппо (1957), Юлия Джули — "Тень" Е. Шварца (1958), Валя — "200 тысяч на мелкие расходы" В. Дыховичного и М. Слободского (1960), Бабетта — "Бидерман и поджигатели" М. Фриша (1965), Леди Аттеруорд — "Дом, где разбиваются сердца" Б. Шоу (1965).

    Художественный руководитель Театра сатиры Валентин Плучек одно время не часто "баловал" ее премьерами, а в конце 1960-х практически не замечал. Актрису буквально спасал телевизионный "Кабачок 13 стульев" (1969) — законодательницу мод, предприимчивую "светскую львицу" пани Монику полюбила вся страна. Аросева снялась также в таких популярных фильмах, как "Мы с вами где-то встречались." (1954), "Девушка без адреса" (1957), "Берегись автомобиля" (1966), "Интервенция" (1968), "Трембита" (1968), "Старики-разбойники" (1971), "Невероятные приключения итальянцев в России" (1973) и многих других. Она получила звания заслуженной артистки России и заслуженного деятеля искусств Польши.

    С уходом из Театра сатиры Татьяны Пельтцер Ольга Аросева перешла на возрастных героинь, и наконец ее плотно заняли в репертуаре. В это время она сыграла следующие роли: Королева — "Волшебные кольца Альманзора" Т. Граббе (1971), фрекен Розенблюм — "Пеппи Длинный чулок" А. Линдгрен (1973), "Нам пятьдесят" Гр. Горина и А. Ширвиндта (1974), Марселина — "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1974), Махонина — "Пена" С. Михалкова (1975), Даунорене — "Клеменс" К. Сая (1976), Иванова — "Маленькие комедии большого дома" А. Арканова и Гр. Горина (1976), Хлестова — "Горе от ума" А. Грибоедова (1976), Вера Васильевна — "Гнездо глухаря" В. Розова (1980), Чебоксарова — "Бешеные деньги" А. Н. Островского (1981), Серафима Ильинична — "Самоубийца" Н. Эрдмана (1982), Партнерша — "Концерт для театра с оркестром" Гр. Горина и А. Ширвиндта (1982), Шарлотта Ивановна — "Вишневый сад" А. П. Чехова (1984), Диана Леонидовна — "Молчи, грусть, молчи" А. Ширвиндта (1985), Одокия — "Рыжая кобыла с колокольчиком" И. Друцэ (1986).

    В начале 1990-х годов О. А. Аросева становится первой актрисой труппы. На ее счету несколько премьер. В их числе: Миссис Бэнкс — "Босиком по парку" Н. Саймона (1990), мадам Розпетл — "Папа, папа, бедный папа!." А. Копита (1991), Памела Кронки — "Как пришить старушку" Д. Патрика (1995), главные роли в спектаклях "Неаполь — город миллионеров" Э. де Филиппо (1999), "Афинские вечера" П. Гладилина (2000), "Мадлен и Моисей" (2001), Екатерина Кондратьевна — "Вышел ангел из тумана" П. Гладилина (2003, пьеса специально написана для Ольги Аросевой), "Нам все еще смешно" (2004), Мать — "Ни сантима меньше" А. Николаи (2006). В 2001 году за роль Мадлен в спектакле "Мадлен и Моисей" актрисе вручена премия МК "за лучшую женскую роль".

    О. А. Аросева — народная артистка РСФСР (1985), лауреат Государственной премии РСФСР (1977), заслуженный деятель искусств ПНР, награждена орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени, Почета.

    Ольга Аросева — человек увлекающийся и азартный. Она любит животных, преферанс, путешествия. Большую часть свободного времени проводит на даче. В 1998 году вышла ее книга воспоминаний "Без грима".
    Признание и награды
    Vladimir Putin 11 April 2001-3.jpg

        * Орден Почёта (27 ноября 1995) — за заслуги перед государством и многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства[5]
        * Лауреат приза «Серебряная маска» (1976, Конкурс актёров московских театров)
        * Заслуженный деятель искусств Польши (1976)
        * Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1977, за театральную работу)
        * Народная артистка РСФСР (1985)
        * Лауреат Государственной премии России
        * Приз «Золотой стул Остапа Бендера» (Одесса, 2001, в номинации «Ретро. Лучшая передача и героиня»)
        * Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (20 декабря 2000) — за большой вклад в развитие театрального искусства[6]
        * Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 декабря 2010)

     Творчество
      Роли в театре
      Ленинградский Театр Комедии

        * 1946—1950(?) — «Путешествие Перришона» (фр. Le Voyage de Monsieur Perrichon) Э. Лабиша — Люсина (вначале изображала мычащую корову)
        * 1946—1950(?) — «Старые друзья» Л. Малюгина — Тамарка
        * 1946—1950(?) — «С любовью не шутят» (фр. On ne badine pas avec l'amour) А. де Мюссе — Инесса

      Московский Театр Сатиры

        * 1950—1952(?) — «Не ваше дело» В. Полякова
        * 1950—1952(?) — «Человек с именем» Д. Б. Угрюмова
        * 1952 — «Пролитая чаша» Ван Ши-фу — Хун-Нян
        * 1953 — «Господин Дюруа» И. Прута и Е. Штейнберга по роману Г. де Мопассана «Милый друг» (фр. Bel-Ami) — Клотильда, Рашель
        * 1954 — «Свадебное путешествие» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского — Настенька
        * 1956 — «Дело было в Конске» («Домик») В. П. Катаева — Павликова
        * 1956 — «Только правда» Ж.-П. Сартра — Мадлен
        * 1957 — «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо (итал. Eduardo De Filippo) — Ольга Чиголелла
        * 1958 — «Тень» Е. Л. Шварца — Юлия Джули
        * 1960 — «200 тысяч на мелкие расходы» В. Дыховичного и М. Слободского — Валя
        * 1965 — «Бидерман и поджигатели» (нем. Biedermann und die Brandstifter) М. Фриша — Бабета
        * 1965 — «Дом, где разбиваются сердца» (англ. Heartbreak House) Б. Шоу — Леди Аттеруорд
        * 1967 — «Доходное место» А. Н. Островского — Кукушкина
        * 1971 — «Волшебные кольца Альманзора» Т. Г. Габбе — Королева
        * 1973 — «Пеппи Длинный чулок» Астрид Линдгрен — фрекен Розенблюм
        * 1974 — «Нам пятьдесят»
        * 1974 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше — Марселина
        * 1975 — «Пена» С. В. Михалкова — Махонина
        * 1976 — «Клеменс» К. Сая — Даунорене
        * 1976 — «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова и Г. И. Горина — Иванова
        * 1976 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Хлестова
        * 1978 — «Мораль пани Дульской»
        * 1980 — «Гнездо глухаря» В. С. Розова — Вера Васильевна
        * 1981 — «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Чебоксарова
        * 1982 — «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана — Серафима Ильинична
        * 1982 — «Концерт для театра с оркестром» Г. И. Горина и А. А. Ширвиндта — Партнёрша
        * 1983 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Шарлотта Ивановна
        * 1985 — «Молчи, грусть, молчи» А. Ширвиндта. Режиссёр: А. А. Ширвиндт — Диана Леонидовна
        * 1986 — «Рыжая кобыла с колокольчиком» Ион Друцэ — Одокия
        * 1990 — «Босиком по парку» Н. Саймона. Режиссёр: И. А. Данкман — Миссис Бэнкс
        * 1991 — «Папа, папа, бедный папа!..», по пьесе А. Копита. Режиссёр: М. Зонненштраль — Мадам Розпетл
        * 1995 — «Как пришить старушку» Дж. Патрика (англ. John Patrick). Режиссёр: М. Зонненштраль — Памела Кронки
        * 1999 — «Неаполь — город миллионеров» (итал. Napoli milionaria!) Э. де Филиппо. Режиссёр: М. Д. Мокеев — Амалия
        * 2000 — «Афинские вечера» П. Гладилина — Анна Павловна Ростопчина
        * 2001 — «Мадлен и Моисей»
        * 2009 — «Идеальное убийство» Д. Поплуэлл Режиссёр: Андрей Житинкин — Миссис Пайпер

      Фильмография и работа на телевидении

    Работы на телевидении помечены звёздочкой (*).

        * 1948 — Драгоценные зёрна
        * 1949 — Великая сила
        * 1951 — Белинский
        * 1953 — Беззаконие
        * 1954 — Мы с вами где-то встречались — Девушка в красном
        * 1954 — Ревизоры поневоле
        * 1955 — Гость с Кубани — Надя, секретарь Загорянской МТС
        * 1955 — Урок жизни — Рая
        * 1956 — Безумный день — Секретарша Миусова
        * 1956 — Это начиналось так…
        * 1957 — Девушка без адреса — соседка
        * 1959 — Аннушка — Мать Вовки
        * 1959 — Обнажённая со скрипкой — Черри-Мэй Уотертон
        * 1961 — Морская чайка
        * 1962 — Яблоко раздора — Домаха
        * 1963 — Короткие истории
        * 1963 — Наследники Рабурдэна — Мадам Воссар
        * 1964 — Всё для вас — Пирожкова
        * 1966 — В городе С. — Мария Павловна Чехова
        * 1966 — Не самый удачный день
        * 1966 — Берегись автомобиля — Люба
        * 1968 — Встречи на рассвете — Софья Васильевна
        * 1968 — Интервенция — Мадам Ксидиас
        * 1968 — Трембита — Парася
        * 1969 — Жди меня, Анна
        * 1969—1981 — Кабачок «13 стульев» — Пани Моника*
        * 1970 — Взрыв замедленного действия
        * 1970 — Два дня чудес
        * 1970 — Переступи порог
        * 1971 — Алло, Варшава! — Маша из Одессы
        * 1971 — Большой янтарь — Жермена Павловна, секретарь жюри конкурса
        * 1971 — Старики-разбойники — Анна Павловна Суздалева
        * 1971 — Шельменко-денщик — Аграфена Семёновна
        * 1973 — Невероятные приключения итальянцев в России
        * 1974 — Рассказы о Кешке и его друзьях — Тётя Люся
        * 1981 — Семь счастливых нот
        * 1982 — Предел желаний
        * 1990 — Голос памяти (документальный, памяти А.Папанова)
        * 1991 — Графиня — Дама
        * 1993 — Твоя воля, господи!
        * 1994 — Нам всё ещё смешно — Модельер
        * 1995 — Будем жить
        * 1997 — Старые песни о главном 2 — Пани Моника*
        * 1997 — Корабль двойников — озвучивала роли
        * 2000 — Афинские вечера — Анна Павловна Ростопчина
        * 2000 — Нам — 75! (камео)*
        * 2003 — Козлёнок в молоке — Кипяткова*
        * 2003 — Приключения мага (сериал)*
        * 2004 — Даша Васильева-2
        * 2004 — Я тебя люблю - Мария Львовна
        * 2005 — Самая красивая (телесериал)
        * 2005 — Бальзаковский возраст, или Все мужики сво… 2 (эпизоды «Плечо любимого, или Квартира в обмен на мужа» и «Самооборона для женщин») — Галина Сергеевна, соседка Аллы*
        * 2007 — Путейцы (камео)*
        * 2008 — Самая красивая 2 (телесериал)
        * 2009 — Книга мастеров
        * 2010 — Сваты 4  — Мать Ольги Николаевны

    Кроме того, актриса участвовала в сюжетах для киножурналов «Фитиль» и «Ералаш»:

        * 1965 — «Фитиль» № 35, сюжет «Булочка с маком»
        * 1965 — «Фитиль» № 39, сюжет «Командировочный»
        * 1966 — «Фитиль» № 47, сюжет «Карусель»
        * 1967 — «Фитиль» № 60, сюжет «Тяжёлый случай»
        * 1968 — «Фитиль» № 72, сюжет «Обчистили»
        * 1972 — «Фитиль» № 117, сюжет «Нокаут» — Супруга жильца
        * 1973 — «Фитиль» № 135, сюжет «Жизненный опыт» — озвучивала роль
        * 1975 — «Фитиль» № 157, сюжет «День закрытых дверей»
        * 1979 — «Ералаш» № 22, сюжет «Прощай, Вася!» — Инспектор милиции

     Озвучивание мультфильмов

    Работала в мультипликации с 1960-х годов. Считается одной из лучших исполнительниц ролей лисиц и слоних. Зрителям также хорошо запомнились озвученные голосом Аросевой эксцентричная Баба-Яга из серии олимпийских мультфильмов под общим названием «Баба-Яга против!» и госпожа Беладонна из мультсериала «Приключения поросёнка Фунтика».

        * 1964 — Кот-рыболов — Лиса
        * 1967 — Хвосты — Лиса
        * 1970 — Бобры идут по следу
        * 1974 — Волшебник Изумрудного города — Стелла
        * 1979 — Как Лиса Зайца догоняла — Лиса
        * 1980 — Баба-Яга против! — Баба-Яга
        * 1980 — Королевские зайцы
        * 1984 — Слонёнок пошёл учиться — Слониха
        * 1986—1988 — Приключения поросёнка Фунтика (4 серии) — госпожа Беладонна
        * 1988 — Доверчивый дракон
        * 1988 — Котёнок с улицы Лизюкова

      Библиография

    Вместе с театральным критиком Верой Максимовой опубликовала книгу мемуаров «Без грима». Кроме того, актриса издала книгу своих кулинарных рецептов.[7]

        * Аросева О., Максимова В. Без грима. — М.: Центрполиграф, 1998. — 382 с — ISBN 5-9524-0272-0.
        * Аросева О. Кулинарные путешествия. — М.: Олма-Пресс, 2006. — 208 с — (Серия «Кулинария со звездами»). — ISBN 5-94848-239-1.


    Источник: http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9A%D1%82%D0%BE%20%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D1%82%D0
    Категория: советские и российские актеры | Добавил: muzon70-80 (13.02.2011) | Автор: prapoyshik
    Просмотров: 923 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа
    Поиск
    Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz