Биография Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде. Отец Яков Шмарьевич Розенбаум. Мать Софья Семёновна Миляева. По профессии родители — врачи: отец — уролог, мать — акушер-гинеколог.
Музыкой стал заниматься с пятилетнего возраста. Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По выражению Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет».[3]
В 1968—1974 учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получает диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация — анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, д. 16Б, неподалёку от родного института.[4]
Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 г. в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 г. ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.
По глупой случайности его исключили из университета, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил свое образование.
Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго. Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице, и у них родилась дочь Аня. У Александра Розенбаума стоит нелёгкий выбор между профессией врача, по которой он уже отработал 5 лет и нашёл в ней себя, и карьерой певца. Этот вопрос надо было решать, так как усидеть на двух стульях сразу было невозможно. И проблема жизненного пути Александра Розенбаума решилась в пользу музыки.
Началом сольной деятельности можно считать выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД им. Ф. Э. Дзержинского. В дальнейшем он стал художественным руководителем театра-студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума». Окончил музыкальную школу по классу фортепиано и музыкальное училище по классу аранжировки.
Некоторое время выступал под псевдонимом Аяров (А. Я. Розенбаум), ссылаясь на якобы имевшие место преследования из-за еврейской национальности.
Является совладельцем сети пивных «Толстый Фраер».
Являлся депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия».
Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».
28 июня 2005 высказал свою гражданскую позицию по громкому судебному процессу, подписав в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».[7]
Живёт и работает в Санкт-Петербурге.
Розенбаум как поэт и музыкант Александр Розенбаум — композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой — классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Ряд его ранних песен также связан с работой врача.
А. Я. Розенбаум и братья «Жемчужные». Концерт в КурскеБолее поздний период творчества (начиная с конца 80-х гг.) характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример — песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»). Также у Александра Розенбаума в этот период появляется и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Черного тюльпана“», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Александр Яковлевич часто бывал в расположениях наших частей, выполнявших интернациональный долг, с концертами в Республике Афганистан.
А. Я. РозенбаумХотя свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары, ранние блатные песни исполнялись им под классическую «шансонную» аранжировку (в частности, на нескольких концертах вместе с братьями Жемчужными). Характерная черта выступлений Розенбаума - эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует всего несколько разновидностей гитарного боя и гармоний. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т.д.), что создаёт впечатление близкого знакомства автора с рассматриваемыми темами и персонажами соответствующих профессий. За свою карьеру наибольшую популярность Розенбаум снискал в 1985-1990 годах как певец "афганской" темы. Розенбаум обладает определённым сценическим обаянием, притягательностью, от многих бардов выгодно отличается наличием специфического сильного мужественного голоса, однако сказывается отсутствие вокальной школы - Розенбаум поёт нечётко, с нечистой интонацией, часто срывается в крик. В своих выступлениях и интервью бард всегда подчёркивает собственную мужественность, брутальность.
Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня "Вальс-бостон" с оригинальной мелодией и сложной для бардовского уровня гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существовали многочисленные инструментальные обработки.
Дискография
Номерные альбомы1982 — Памяти А. Звездина-Северного 1983 — Новые песни 1986 — Эпитафия 1986 — Мои дворы 1986 — Нарисуйте мне дом 1988 — Дорога длиною в жизнь 1988 — Казачьи песни 1988 — Анафема 1993 — Гоп-стоп 1994 — Горячая десятка 1994 — А. Розенбаум и «Братья Жемчужные» 11 лет спустя 1994 — Ностальгия 1994 — Вялотекущая шизофрения 1988 — Былое и диски (1986—1988) Том 1 Том 2 Том 3 1981 — Антология 1. Домашний концерт 1983 — Антология 2. Посвящение посвящающим 1984 — Антология 3. Концерт в Воркуте 1987 — Антология 4. Концерт на ЛОМО 1995 — Розовый жемчуг 1996 — На плантациях любви 1997 — Возвращение на Арго 1997 — Июльская жара 1999 — Транссибирская магистраль 2001 — Настоящий солдат 2001 — Старая гитара 2003 — Я люблю возвращаться в свой город… 2003 — Странная жизнь 2005 — Я вижу свет 2007 — Попутчики
Концертные записи 1981 — Домашний концерт 1982 — Концерт, посвящённый памяти А. Северного [часть 1] 1982 — Концерт, посвящённый памяти А. Северного [часть 2] 1983 — Ноябрь 1983 год, город Ленинград 1983 — Посвящение посвящающим 1984 — Концерт в Воркуте 1987 — Нью-Йоркский концерт 1987 — Концерт на ЛОМО 1996 — Концерт в день рождения
Музыка к фильмам 1987 — Друг (реж. Леонид Квинихидзе)
Сборники Сборник Из
Актёрские работы 1988 — Барды 1991 — Афганский излом 1992 — Чтобы выжить — Джафар 2005 — Не хлебом единым — Ростислав Петрович 2008 — Сайд-степ
|